Люди часто спрашивают, почему я посвятила так много изучению лунных фаз. Первоначально это был акт неуверенности. Я полагала, что лунные фазы известны каждому астрологу, кроме меня. В детстве мне говорили, что если я увижу полумесяц, будет мудро загадать желание. Соседка, которая занималась садоводством, сказала мне, что Луна руководит ее посадкой и обрезкой. Телевидение научило меня, что когда Луна полная, люди могут сойти с ума. Но мои уроки астрологии мало чему меня научили.
Я посмотрела свою коллекцию текстов по астрологии. На шести полках я не смогла найти больше дюжины страниц о фазах Луны. Я посетила свой любимый эзотерический книжный магазин. Там был целый ряд книг по астрологии, но не было ни одной книги про Луну. После четырех походов по другим книжным магазинам я наконец открыла для себя «Лунный цикл» Дейна Радьяра. Позже я узнала, что это современная библия лунных фаз. Почти любой астролог, работающий с фазами Луны сегодня, много информации черпает из этой книги.
Но в то время мне было тяжело читать. В ней три главы, я просто перелистывала страницы, не переваривая ни единого слова. У Радьяра было изящное концептуальное понимание Луны, но его идеи казались такими же далекими от моего личного опыта, как и сама эта молчаливая далекая сфера. Введите интуицию. Подруга пригласила меня на церемонию полнолуния с группой женщин. Наконец-то я буду посвящена в лунные тайны!
В ночь на полнолуние мы поехали в небольшую квартирку за заправкой и над магазином поношенных ковров. Мы вошли и обнаружили на полу комнаты без окон лечебное колесо из камней и кристаллов. Вот вам и моя фантазия танцевать обнаженной в луче лунного света! Вместо этого мы намазались шалфеем и сладкой травой и встали вокруг колеса. Мы пели, медитировали, совершали личные визионерские путешествия и делились ими. Это был прекрасный вечер. Но позже той же ночью, глядя на сияющую круглую Луну над головой, я не чувствовала, что стала к ней ближе, чем раньше.
Я ждала следующей лунной церемонии, пока не узнала, что ее не будет. То, что я считала ежемесячным ритуалом, было лишь раз. В течение прошлого года женщины в кругу пытались собираться вместе, но жизнь подкидывала препятствия. Дети болели, у кого-то были занятия, были каникулы, машины ломались, приехали родственники из другого города. Полнолуние стало иметь все более низкий приоритет.
Это был еще один тупик в моих поисках знаний о Луне. Разочарованная, я начала сомневаться, имеет ли моя цель реальную ценность. Учитывая скудность письменного материала и сложность отслеживания лунных ритмов в реальном времени, возможно, фазы Луны вообще ничего не значат!
Настало время науки, к которой мы в конце концов обращаемся, чтобы проверить, реально что-то или нет. Я проверила «Космические часы» Гоклена и другие книги в поисках статистических доказательств влияния фаз Луны. Я узнала, что дождевые черви, устрицы, морковь, саламандры и другие организмы движутся в ритме с Луной. Но как насчет людей? Фольклор гласит, что число рождений, самоубийств, убийств, поджогов и случаев домашнего насилия возрастает в определенные фазы Луны. Тем не менее, научные доказательства этого чрезвычайно трудно найти. Учитывая постоянную популярность верований о Луне, можно подумать, что эмпирики уже давно решили этот вопрос. Но формальных научных исследований немного. И на каждое исследование, утверждающее, что человеческое поведение связано с Луной, другое клянется, что это не так.
Статистика сложна (или наука не всегда научна). Примером может служить исследование, которое, казалось бы, доказывает, что количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается во время новолуний и полнолуний. Позже было замечено, что в ходе этого исследования лунные события выпадали на выходные, время, которое также коррелировало с более крупными авариями. Когда исследователи добавили статистический контроль праздников и выходных, связь между фазой Луны и автомобильными авариями исчезла. Другое исследование показало, что число убийств было непропорционально высоким в течение 24 часов до и после полнолуния. Однако, чтобы прийти к этому выводу, данные были пропущены через такое множество статистических тестов, отбрасывая все отрицательные результаты, пока не был достигнут желаемый положительный результат, что вывод был практически бессмысленным1.
Большинство любителей Луны верят исследованиям, подтверждающим их веру, а большинство ученых верят тем, которые ее опровергают. Кроме того, я не уверен, что я узнал из эмпирических исследований. На самом деле, одно из моих любимых исследований — неформальное, которое я проводил сам на протяжении многих лет. Я спрошу людей, поодиночке или в группах, верят ли они, что фазы Луны имеют влияние. Обычно большинство говорит «да». Тем не менее, когда я спрашиваю тех же людей, могут ли они сказать мне, в какой фазе сейчас находится Луна, на удивление немногие имеют хоть какое-то представление.
Этот факт не перестает меня удивлять. Люди достаточно верят в силу Луны, чтобы говорить об этом, но недостаточно, чтобы смотреть вверх и следить за ней. К настоящему времени именно мое увлечение проблемой Луны в целом приковало меня к ней больше, чем что-либо еще. Я постоянно беспокоилась о Луне, пытаясь сократить разрыв между фольклором и фактами, между лунными легендами и моим собственным опытом, между моим желанием прикоснуться к лунным тайнам и моим страхом, что, возможно, их нет.
Примерно в это же время Дейн Радьяр начал мне очень нравиться. И поэтому я стремилась к знаниям фаз Луны в рамках его концепции. Я была вознаграждена его точкой зрения так же, как и любой хорошей астрологической техникой. Радьяр сравнивает восемь фаз лунного цикла с разворачивающимся органическим процессом. В модели Радьяра зачатие происходит в Новолуние, постепенный рост и закладка корней в Серповидную Луну, кризис приверженности в Первую Четверть, приспособление и борьба за выживание в фазе Выпуклой Луны. Озарение или цветение наступает в Полнолуние; опыление или распространение знаний облегчается на этапе Рассеивания. Во время Последней Четверти Луны происходит кризис веры, поскольку готовится плод или семенная коробочка для следующего цикла. Бальзамическая Луна приносит распад и отпускание.
Фреймворк Радьяра надежен и удивительно универсален. Он работает для понимания месячного лунного цикла (от одного новолуния до другого). Он работает для описания жизненных целей и типов личности на основе фазы Луны, в которой родился человек. Он замечательно работает с более продвинутыми техниками, такими как вторичные последовательности; на самом деле, картографирование фаз Луны за 30-летний период раскрывает мощную схему жизни. Глядя сначала на эту технику в моей собственной карте, я испытала один из тех моментов, когда у астролога покалывает позвоночник: «Боже мой, это действительно работает!»
То, чему Радьяр учит о Луне, также работает и с планетами в аспекте. Хорошее понимание фазы первой четверти, например, может дать новое понимание любой паре натальных планет в растущей квадратуре; или от транзитной планеты в квадрате к натальной. Структура Радьяра придает новый смысл не только Луне, она открывает всю карту, придавая новый смысл высказыванию буддиста Сюнрю Судзуки: «Когда вы понимаете одну вещь насквозь, вы можете понять все».
Наконец-то я узнала о Луне больше, чем в детстве. Как астролог я выросла, используя идеи Радьяра. Я привнесла их в свои консультации. Я выступала с докладами о лунном цикле на конференциях.Он вдохновил меня написать цикл статей, посвященных Луне. И я продолжила исследовать структуру Радьяра в первой версии этой серии « Наблюдение за Луной », опубликованной в TMA девять лет назад. Тогда можно было бы подумать, что я, наконец, нашла счастье в своих поисках знаний о Луне.
Но это было не так. Много ночей Луна все еще казалась мне чужой. И, как песок в ботинках после прогулки по пляжу, меня не покидали неприятные мысли. Радьяр был хорош, но почему большинство астрологов, включая меня, склонны просто повторять фразы Радьяра, а не развивать их? И почему ожидания определенных фаз Луны временами не оправдывались? Некоторые Четверти Луны, например, были, как и сказал Радьяр, чрезвычайно кризисными; другие были спокойны.
Иногда нам приходится жить с вопросом годами, что и произошло с моими размышлениями о Луне. Иногда на него нельзя ответить, это неправильный вопрос. Так было и с моей лунной головоломкой. Как и в большинстве моих занятий астрологией, я искала информацию, знание, которое сделало бы меня экспертом в небесных путях. Однако сама по себе информация не создает хорошего астролога. Со временем я поняла, что есть большая разница между приобретением знаний о картах и развитием активных отношений с живым космосом.
Я часто размышляла над тем, что сказал Томас Мур в «Живых планетах». Он предположил, что с появлением науки и астрономии произошло нечто менее удачное: потеря близости с небом. Наш аналитический и математический интеллект привел к своего рода технологическому уничтожению Луны, кульминацией которого стало 20 июля 1969 года, когда, по словам Мура, «всеведущим оком телевидения мы все смогли увидеть лунную пыль, отпечаток человеческой ноги» , разумеется, на высоких каблуках, а позже клюшкой для гольфа, играющей с телом того, кто когда-то был даймоном, богом, небесным правителем или архонтом». Именно тогда, утверждает Мур, «глубоко прочувствованные связи с планетами были разорваны»2.
Чтобы измерить, сколько мы потеряли в наших отношениях с Луной, мы могли бы представить, как это было до письменных источников, когда Луна была нашим календарем, делая возможным сельское хозяйство, миграцию и, в конечном счете, цивилизацию. Тогда выбор времени был серьезным делом. Если не посадить в нужное время, запасы пищи будут уничтожены морозом. Однако успех можно было бы получить, отсчитав пять лун после зимнего солнцестояния, что проще, чем 148 дней. Луна также помогала в отслеживании дичи, определяя пройденное расстояние и определяя время, когда племя должно снова начать движение. Она была партнером, тесно связанным с течением жизни.
До электричества наша подруга Луна помогала различать недели, при этом одни действия становились более подходящими по фазам, чем другие. Во время растущей Луны, например, каждая ночь приносила увеличение вечернего света. Нам не нужно быть мистиками, чтобы понять, почему растущая Луна ассоциировалась со временем строительства, для осуществления проектов в течение ее большего количества полезных часов. Совершенно логично, почему полнолуние ассоциировалось с веселыми временами. Под его светом люди могли собираться и праздновать после захода солнца, влюбленные могли пробраться в лес для свиданий при лунном свете. Женские гормоны могут на самом деле передавать другим женщинам больше, чем Луна, но вполне логично, что деревня женщин овулировала вместе, когда Луна была полной.
Даже когда практическая потребность в лунном свете уменьшилась, поэты, музыканты и художники все еще были очарованы ее тайной. Когда «Орел» приземлился, и Нил Армстронг совершил свой гигантский прыжок ради человечества, близость этих отношений, возможно, достигла своего окончательного предела. Таинственная Луна была раздета. Это восхитительное соблазнение воображения влюбленных, моряков и садовников, а также поэта внутри каждого из нас буквально превратилось в серый камень и пыль. Так грубо обнаженная, как этот безвоздушный шар, этот беззвучный спутник, Луна исчезла с нашего воображаемого пейзажа.
Что происходит, когда почитаемое тело подвергается заземлению? Возможно, его божественность рассыпается в наших душах, цепляясь за суеверие или своего рода ностальгическое очарование. Причудливые изображения Луны появляются повсюду: в рекламе, на карточках, ожерельях, серьгах, оберточной бумаге, простынях, кухонных полотенцах. Мы не полностью отпустили ее. Тем не менее, наше благоговение и тоска были потреблены, интимные фантазии заменены заимствованными образами, которые, как мы знаем, не совсем «реальны».
Лунный фольклор и суеверия также полагаются на заимствованное воображение. Вера может сохраняться, но подлинное осознание теряется. Когда всё сходит с ума, и кто-то задается вопросом, полная ли Луна, многие кивают, но немногие обращают подтверждающий взгляд в небо. Например, четвертая игра Мировой серии 1993 года была настолько дикой и непредсказуемой, что телекомментатор воскликнул: «Должно быть, полнолуние!» Луна находилась в фазе первой четверти, что мог видеть каждый. Конечно, это не вошло в анналы телевизионной истории как оплошность3.
Нас могут простить. Никто не обязан знать, полная Луна или нет. А когнитивная лень — это факт нашего вида. Мы склонны замечать только то, что подтверждает наши убеждения; опровержение доказательств часто ускользает от нашего внимания. Однако это не очень хорошая практика для астрологов. Наблюдая за жизненными событиями по фазам Луны, я обнаружила, что многие верования о Луне и астрологические интерпретации просто неверны. Информация была ерундой? Или это означало, что лунное влияние просто не работает с механической регулярностью часов? Или что-то еще подразумевалось?
Я вспоминаю комментарий Мура о близости. Что, если, как утверждают многие духовные традиции, космос действительно живой? Если принять это за истину, то наш путь очевиден: нам нужно подойти к Луне как к живому существу. Это, безусловно, легче сказать, чем сделать, учитывая современную тенденцию рассматривать все (включая нас самих) как машину, состоящую из частей, которые либо работают, либо требуют ремонта, либо выбрасываются. Альтернативой является чтение Луны как влияния, которое не контролируется, а скорее предсказуемо и капризно, попеременно говорящее и возражающее, то приближающееся к нам, то отворачивающееся, познаваемое, но никогда полностью; существо, способное фактически к изменению. Чтобы установить связь таким образом, требуется готовность выйти за пределы астрологической информации и перейти к набору навыков восприимчивости и интуиции, пустоты и воображения4.
Во всех своих странствиях я возвращалась к тому, с чего начала, к Луне как тайне, хотя и сбросила значительную завесу. Это была не вуаль Луны. Она была моей собственной. Мой подход был неправильным, как астролога, как поклоняющегося богине, танцующей в церемониальном кругу, как эмпирика, историка, как несостоявшейся старухи, ищущей тайны лунных трав и лекарства. Я забыла самый важный элемент лунной экспертизы: аспект взаимоотношений. Это должно было быть личным. И это должно было быть чем-то гораздо более динамичным, чем приобретение концепций. Быть в отношениях с Луной предполагает что-то такое же сложное и полезное, как и любые отношения, полные страсти, постепенного обучения и удовольствия, увеличивающегося комфорта и разочарования, трения, скуки и удивления.
Отношения никогда не были моей сильной стороной. Однако вполне уместно, что я подошла к этому аспекту Луны сейчас. Я недавно переехала из Калифорнии в Орегон. В третий раз в жизни я отправляюсь в приключение серьезных отношений. Я продала дом, который любила, бросила работу, на которой проработала 16 лет, вырвала сына с корнем, чтобы выйти замуж за человека, которого знала 31 год. В большинстве дней я чувствую себя безмерно благословленной. Иногда я думаю о том, что я сделала. Интересно, я в большей степени готова иметь отношения с мужчиной, чем с Луной.
Близость, будь то с человеком или небом, требует принятия многих тайн, в том числе, возможно, особенно нашей собственной. Это требует настороженности в интерактивном танце, который привлекает всех нас. В конце концов нам, возможно, придется признать, что Луна или наш возлюбленный является не столько причиной вещей, сколько нашим соавтором. Возможно, нам придется смириться с большей непредсказуемостью наших усилий и с тем, что мы в такой же степени вовлечены в наши результаты, как и любой человек или небесный «другой». На первый взгляд может показаться, что такая перспектива делает нас менее защищенными. Но это также привносит в ситуацию новую энергию, открывает больше пространства. Это способ обновить наши убеждения с течением времени, подарок, который может сохранить свежими любые отношения, в том числе наши астрологические.
Вчера было Новолуние в Раке. За несколько дней до этого я распечатала и изучила карту. Я рассматривала для Рака темы воспитания и материнства, безопасности и удержания, элементной базы этого знака, чудесной, живительной воды. Я задавалась вопросом о противостоянии Плутон/Марс и Венера/Сатурн, и в день Новолуния я погрузилась в тайну всего этого. На закате я вышела во двор. Я начала собирать камни в церемониальный круг над нашим подземным колодцем, который, как и другие в долине, может пересохнуть. Из ниоткуда появился мой сын, и мы завершили сбор вместе. Мы подумали о маленькой мертвой лягушке, которую нашли утром, и поместили ее в колесо. Я была глубоко тронута нашим импровизированным ритуалом, хотя я была не столько опытным астрологом или церемониальным художником, сколько просто товарищем по играм Новолуния. Возможно, все, что произошло, это то, что день теперь стал положением, по которому можно было измерить развитие событий в ближайшие недели. И, возможно, что-то непостижимое, полное божественности тоже было в игре.
Наблюдать за Луной означает любить тайну и быть чутким к живому вокруг, на земле и в небе. По мере того, как фазы разворачиваются в каждом лунном цикле, будут моменты, когда мы действительно сможем быть мудрецами, подобно Радьяру и другим, работающим на основе нашего интеллекта. В других случаях нам может понадобиться быть любовником, чувствуя настроение времени своим сердцем. И между ними могут быть моменты, когда мы охотники, жаждущие пищи, в погоне за лунными тайнами.
Я с нетерпением жду возможности снова написать эту серию « Наблюдение за Луной », стараясь более сознательно идти по пути охотника, любовника и мудреца, делясь астрологическими знаниями и определенным романтическим воображением. В следующих восьми частях, по одной на каждую фазу Луны, мы сможем собрать старые концепции и при необходимости разобрать их. Прислушаемся к ритму цикла. Давайте пройдем весь путь до Луны.
- См. И. В. Келли, Джеймс Роттон и Роджер Калвер «Луна была полна, и ничего не произошло», The Outer Edge, Classic Investigations of the Paranormal, под редакцией Джо Никелла, Барри Карра и Тома Дженони, CSICOP (NY: 1996).
- Томас Мур “Планеты внутри”, Lindisfarne Press (Нью-Йорк: 1990), с. 17-18.
- См. Kelly, Rotton, Culver, op cit., p. 27-28.
- Томас Мур “Родственные души”, HarperCollins (NY, 1994), p.xi.
Автор Дана Герхард, оригинал статьи взят с сайта Astrodienst.
Перевод Ирена Шатунова (с)
Другие статьи про Луну: